Родилась Лилия Олимпиевна в Горловке (Украина) в семье железнодорожника. С детства она прекрасно рисовала и по окончании школы собиралась поступать в архитектурный институт. Но судьба распорядилась иначе, в 1935 году Лилия Гриценко приняла участие во Всесоюзной олимпиаде художественной самодеятельности, где заняла первое место. Девушку пригласили учиться в Москву, в оперную студию при Большом театре. Так будущее Лилии Гриценко круто изменилось, но она не очень-то и сопротивлялась, сменив архитектурный институт на театральный. Возможно, вирусом актёрства её заразил старший брат Николай Гриценко (народный артист СССР), когда приезжал на каникулы и с восторгом рассказывал об учёбе в Щукинском училище.
В Москве немного проучившись в студии Большого Лилия Олимпиевна решила, что не сможет стать настоящей певицей, так как не знала нотной грамоты. Соседка по комнате в общежитии предложила ей пройти прослушивание в студию Станиславского. Талантливую девушку приняли и она начала обучение в оперной группе. Актрисе повезло застать Константина Сергеевича Станиславского и поучиться у великого мэтра. По окончании учёбы в 1941 году она осталась работать в родном театре.
В 40-е годы об актрисе писали: «Лилия Гриценко обладает драгоценным даром — сочетание яркого таланта и драматической актрисы, обаятельной манеры пения, высокой музыкальности и тонкого чувства стиля». Для неё важно было «перевести песню на язык драмы». Актриса не раз повторяла, что не любит песен без содержания.
Дюбют в кино у неё состоялся в 1944 году. Лилия Олимпиевна снялась в фильме-опере «Черевички» в роли Оксаны.
Актрисе посчастливилось работать с Александром Довженко. О съёмках в фильме «Прощай Америка» она вспоминала, как о самых ярких и счастливых событиях в своей жизни. В этой картине Лилия снималась со своим братом Николаем. Увы, Довженко умер и лента не была завершена. Еще одна встреча в кино с братом произошла в 1973 году в фильме «Весёлые Жабокричи». Лилия Олимпиевна вспоминала, что сниматься надо было на украинском языке, который она уже основательно подзабыла. И брат ей за это сердито выговаривал: «...язык забыла! Стыдно!» И тут же подсказывал необходимые слова.
Пик кинематографической славы актрисы пришёлся на 50-е — 70-е годы. Лилия Гриценко обладала удивительным и редким даром создавать из небольшой роли жизнь человека с его характером и судьбой. К сожалению, хоть артистка и могла играть разноплановые роли от комедии до драмы, режиссёры эксплуатировали лишь один её образ — лирической героини.
Всего Лилия Олимпиевна снялась в 47 картинах. Последняя её работа в кино была за год до смерти в 1988 году в фильме «Работа над ошибками».
Лилия Гриценко из тех актрис, о которых принято говорить, что при рождении её поцеловал Бог и подарил огромный талант. Она была довольно успешной актрисой в кино и театре, выступала в качестве камерной певицы, ставила спектакли, как режиссер. Но она отдавала всю себя творчеству и семейная жизнь, из-за сложного характера, с режиссером Борисом Равенских не сложилась. Детей у Лилии Олимпиевны не было. И в старости она осталась совершенно одна. Размышляя над её судьбой у меня возникает вопрос: «А стоило ли жертвовать личной жизнью ради карьеры?» Ведь с возрастом ролей в театре и кино становится всё меньше, приходят новые кумиры, а старые уходят в забвение. Правда остаются старые ленты, которые иногда приятно пересмотреть!
Умерла Лилия Гриценко в 1989 году в одиночестве. Последний год она не работала. Иногда москвичи видели старую, всклокоченную женщину возле памятника Эрнсту Тельману. Старушка с ненавистью грозила ему клюкой. Чем немецкий коммунист ей не угодил не понятно, возможно, сказалось наследственное психическое заболевание (её брат Николай Гриценко лечился в психиатрической больнице и был в 1979 году убит соседом по палате).
Мне почему-то вспомнился стих Пьра де Беранже "Нищая". Хоть он и был написан задолго до рождения Лилии Олимпиевны он, как будто бы о последнем годе её жизни.
Зима,
метель и в крупных хлопьях
При сильном ветре снег валит.
У входа в храм одна, в лохмотьях
При сильном ветре снег валит.
У входа в храм одна, в лохмотьях
Старушка
нищая стоит...
И, милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей,
И летом, и зимой босая...
Подайте ж христа ради ей!
И, милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей,
И летом, и зимой босая...
Подайте ж христа ради ей!
Сказать
ли вам, старушка эта
Как двадцать лет тому жила.
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела...
Подайте ж христа ради ей!
Как двадцать лет тому жила.
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела...
Подайте ж христа ради ей!
Бывало
после представленья
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела "Браво" ей вослед.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг ее гостей -
При счастье все дружатся с нами;
При горе нету тех друзей...
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела "Браво" ей вослед.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг ее гостей -
При счастье все дружатся с нами;
При горе нету тех друзей...
Святая
воля провиденья...
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И бродит по морю одна.
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней,
Она ж у вас просить стыдится...
Подайте ж христа ради ей!
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И бродит по морю одна.
Бывало, нищий не боится
Прийти за милостыней к ней,
Она ж у вас просить стыдится...
Подайте ж христа ради ей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий