вторник, 27 августа 2013 г.

Тайная Муза Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин был известным ловеласом. Чего только стоит составленный  поэтом Дон Жуанский список, где Пушкин довольно подробно описывает свои победы на любовном фронте. Конечно, поэт без постоянной влюбленности не сможет творить и ему просто необходима Муза. И у Пушкина она была! Его путеводная звезда и единственная неземная любовь, перед которой поэт преклонялся всю жизнь. Чувства к этой женщине были чистыми, искренними и платоническими. Ей посвящены лицейские элегии поэта. Имя Музы - Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра Первого.
Юный лицеист Александр Пушкин познакомился с императрицей в Царском Селе в 1815 году, ему было шестнадцать, ей исполнилось тридцать шесть. О дне встречи с любовью всей своей жизни поэт позже напишет:" Весь день минутной встречи ждал и счастье тайных мук узнал".
Елизавета Алексеевна была самой красивой из русских императриц. Поэты восхищались её ангельским лицом и стройной фигурой. Современники  любили её за добрый нрав.
Лицо красавицы императрицы несло на себе отпечаток грусти. Семейная жизнь её была несчастливой. Елизавета Алексеевна жила уединенно окруженная ореолом тайны. Юный впечатлительный  Саша Пушкин был просто обязан влюбиться в такую Даму. К тому же, наверняка, на влюблённость поэта повлияла и магия титула его Музы.
Со школьной скамьи все мы знаем, что стихотворение " Я помню чудное мгновенье..." посвящено было Анне Керн, но так ли это было на самом деле?
 В своих мемуарах Анна Петровна пишет, что стихотворение было ей подарено Пушкиным 19 июля 1825 года. Как же поэт ей "вручил" посвящение? Пушкин подарил Керн экземпляр "Евгения Онегина" и Анна Петровна просто нашла в книге вчетверо сложенный листок, прочла его и сказала:" Это мне подарок, спасибо".

"Когда я собиралась спрятать поэтический подарок, – пишет Анна Петровна, – он (Пушкин) долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять".
Не правда ли, странное поведение поэта. Если бы стихотворение посвящалось А. Керн Пушкин точно вёл бы себя иначе!!! Да и Анна Петровна наверняка поняла, что " ...чудное мгновенье" предназначалось не ей, но легенда созданная этой женщиной живёт и поныне и многие люди так и пребывают в неведении, кому же на самом деле Пушкин посвятил эти прекрасные строки. А адресованы они были, очевидно, Елизавете Алексеевне.
В 1826 году Муза Пушкина умерла. Поэт тут же перестал писать о "сладостной весне" и его словах скользит невыносимая грусть: "...весной я болен..."


Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови...
Как чуждо сердцу наслажденье...
Всё, что ликует и блестит,
[Наводит] скуку и томленье.


Елизавета Алексеевна.

На лире скромной, благородной

Земных богов я не хвалил
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил.
Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Кастилийский ток шумел,
Я, вдохновленный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С ее приветною красой.
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий